Производство комбикормов выросло на 7%, но поголовье коров сокращается.

Фильтры

Регион

Новости

Производство комбикормов выросло на 7%, но поголовье коров сокращается.

13 апреля проект «Агроинвестор» при поддержке Минсельхоза РФ и отраслевых союзов провел VII отраслевую бизнес-конференцию «Индустрия комбикормов — драйвер животноводства» (Russian Feed Industry-2018).

Более 200 участников обсудили основные вопросы: развитие животноводства, обеспечение кормами предприятий-производителей мяса, яйца, молока и инвестирование в эти направления, ключевые тренды и среднесрочные сценарии развития комбикормовой промышленности.

Открывая конференцию, редакционный директор проекта «Агроинвестор» Николай Лычев отметил рост производства комбикормов на 7%. Он призвал участников к деловому обсуждению актуальной темы.

Х. Амерханов: пусть придут ко мне — я с каждым разберусь

Много раз слушал директора департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Харона Амерханова и всегда поражался его таланту преподносить положение дел в такой тяжелой отрасли как животноводство. Его слова берегут нервы. Хочется верить, что еще немного —  и школьники будут получать бесплатную кружку молока, а на городских перекрестках будут стоять молоковозки фермеров (со справкой ветеринара) с парным молоком, откроются молокоматы…

Директор отметил рост производства у свиноводов и птицеводов, их выход на экспортные позиции. «Мы давно ждали этого. 66% регионов увеличили производство скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств», — сказал он. Правда, вынужден был признать, что даже к 2020 году будет не хватать 6,5-7 млн т молока до ориентиров Госпрограммы. Он заметил, что надо использовать молоко личных подворий для промышленной переработки.

Выделенные из бюджета на АПК 242 млрд рублей назвал недостаточными и выразил надежду, что обещанная правительством прибавка в 30 млрд рублей поможет выправить положение дел.

Амерханов подчеркнул, что механизм льготного кредитования выступает как инструмент не только увеличения объема, но и улучшения качественной стороны производства.

Неутомимый Николай Лычев с помощью голосования красными и зелеными карточками, розданными участникам, предложил выяснить, как на самом деле производственники оценивают состояние дел в кредитовании.

При голосовании я оглянулся на зал и увидел преобладание красного цвета. Ведущий моментально подсчитал результат и сообщил Амерханову: «60% участников рынка подтвердили, что в этом направлении есть проблемы». На что директор депживотноводства МСХ РФ так отреагировал: пусть каждый недовольный придет ко мне, и я с ним разберусь. Когда где-то на окраине зала раздался смех, он поправился: надо же разобрать ситуацию и предложить индивидуальные меры решения. Все захлопали.

По предварительной оценке Минсельхоза, в прошлом году на кормовые цели было использовано почти 45,3 млн т зерна (в 2016-м — 44,4 млн т), к 2020-му объем увеличится до 47,8 млн т. Неужели молочное производство поднимется с колен и приблизится к показателям 1990-го?

В.  Афанасьев: в стране нет рынка комбикормов

 Участники с интересом выслушали президента Союза комбикормщиков Валерия Афанасьева, который информировал: доля независимых комбикормовых заводов на рынке в перспективе снизится до 5−7% с нынешних 10−12%. Он считает: сейчас в стране по сути нет рынка комбикормов, поскольку животноводческие холдинги стремятся самостоятельно обеспечивать себя кормами, чтобы лучше контролировать их качество и себестоимость. Доля таких игроков на рынке продолжит расти.

В 2017 году объем производства комбикормов в России увеличился почти на 7% до 27,6 млн т, хотя это стало некоторой неожиданностью, признал Афанасьев, поскольку из-за распространения африканской чумы свиней снизились объемы производства свинины в КФХ и ЛПХ. При этом потребность в кормах союз оценивает в 42 млн т. В частности, значительно не удовлетворяются потребности отрасли аквакультуры. В прошлом году было произведено около 320 тыс. кормов в основном для рыб карповых пород, для ценных пород выпустили всего не более 10 тыс. т. «Как кормили, так и продолжаем кормить зерном», — посетовал он.

«Это отрасль, в которой мы не сдвинулись ни на шаг, — согласился гендиректор Ассоциации производителей кормов ЕАЭС Владимир Манаенков. — Комбикорма для аквакультуры продолжают импортироваться».

В 2017 году объем производства премиксов в России составил 374 тыс. т, в том числе 210 тыс. т пришлось на долю продукции для птицы, 87 тыс. т — для свиней, 76 тыс. т — для КРС. Такие данные привел Валерий Афанасьев. По прогнозу союза, к 2020 году выпуск премиксов увеличится до 395 тыс. т.

Главная проблема отрасли в том, что мало меняется ситуация с сырьевой базой премиксных заводов, отметил Афанасьев. «По витаминам мы 20 лет сидим на импортной игле и ничего не делаем, хотя вопрос поднимали на всех уровнях, была разработана программа по биотехнологиям, однако предприниматели не берутся за такие проекты, говорят, что это очень рискованный бизнес», — рассказал он. В результате сейчас из-за резкого удорожания витаминов на мировом рынке доля премиксов в стоимости комбикормов стала «очень заметной».

Еще один потенциальный драйвер отрасли — комбикорма для пушного звероводства. «Не думал, что у нас с ним проблемы, но, оказывается, эта отрасль у нас не конкурентна из-за отсутствия кормовой базы, — сообщил Афанасьев. — Китай, Канада вышли на кормление пушных зверей сухим способом, с использованием злаковых кормов». Потенциал потребления в этом секторе эксперт оценивает в 1 млн т.

С 2017 года в России впервые за 15 лет отмечается снижение цен на комбикорма на 10−12% на фоне рекордного урожая и высокой доли фуражного зерна. При этом по компонентам премиксов мы продолжаем сидеть на «импортной игле», хотя их выпуск внутри страны и увеличивается, отметил Афанасьев. Учитывая существующие мощности, отечественные производители могли бы нарастить выпуск премиксов на 25−30%, причем качество российской продукции достаточно хорошее. Но из-за того, что в стране не развито производство биологически-активных веществ, отрасль столкнулась с проблемой роста цен на продукцию после удорожания в 7−10 раз витаминов на мировом рынке. В России есть проекты производства лизина, однако в целом никто не хочет инвестировать в выпуск биологически-активных компонентов кормов, отметил эксперт. «Нужно заниматься наукой, но у нас нет ни технологий, ни оборудования, — посетовал он. — Эту проблему нужно решать совместно с государством».

Несмотря на то, что российские производители премиксов зависят от зарубежных компонентов, они экспортируют продукцию, правда, в основном в страны СНГ, информировал Афанасьев. «Сирия, Египет, Судан полностью зависят от импорта, причем завозят премиксы из Туниса, Марокко, Индии, Пакистана. Из России в прошлом году в Египет было поставлено 420 т, притом, что он закупает 180 тыс. т, — привел данные эксперт. — Нам нужно завоевывать этот рынок, к России там хорошее отношение». Правда, он добавил, что сделать это непросто, поскольку наша продукция неконкурентоспособна по цене, т. к. основные компоненты премиксов мы импортируем, поэтому продукция сразу получается почти на треть дороже, кроме того, при экспорте приходится платить пошлину, что еще увеличивает стоимость. «Тем не менее, я вижу, что компании пробиваются на экспорт», — подчеркнул Афанасьев.

По данным Союза комбикормщиков, в прошлом году в стране работало 276 комбикормовых заводов и цехов, в том числе 59 крупных, мощностью 100−300 тыс. т в год. При этом если в 2003 году 72−73% заводов были самостоятельными, то сейчас их доля снизилась до 10−12%, остальные входят в агрохолдинги.

Сейчас зарубежные компании обеспечивают около 90% потребностей российской комбикормовой индустрии в биологически-активных компонентах, у некоторых игроков есть проекты локализации производства в России, и в этом направлении нужно активно работать, подчеркнул Манаенков. Нужно сотрудничать с компаниями, у которых есть самые передовые технологии, и параллельно развивать внутреннее производство.

Вместе с тем, Манаенков отметил: административные барьеры создают мутную среду в комбикормовой промышленности. «Это способствует развитию коррупции. К системным проблемам комбикормовой промышленности относятся фальсификаты и низкое качество компонентов комбикорма. Также отсутствие государственной поддержки научного сопровождения отечественных биотехнологий на постоянной основе, низкий уровень развития систем безопасности и качества продукции», — заявил эксперт.

Есть и положительные моменты. Президент Союза комбикормщиков подчеркнул, что несмотря на высокую долю импорта, доля отечественного оборудования и технологий дошла до 50% (в 2013 году было 20-25%). «Наши машиностроители тянутся и выходят на новый уровень. Объём прироста комбикормов растёт, и это тенденция. В этом году он составил около 7%. Снижаются цены на комбикорма, это радует: урожая много, высокая доля фуражного зерна», — высказался Валерий Афанасьев.

Ю. Ковалев: нас ждут жесткая конкуренция и банкротства

Несмотря на высокую самообеспеченность — около 95% — рост производства свинины будет продолжаться. Если по итогам прошлого года свиноводческая отрасль прибавила 5%, то только за первый квартал 2018-го сектор увеличился уже на 10% по сравнению с показателем за аналогичный период 2017-го. Об этом рассказал гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.

Продолжится в этом году и падение цен на свинину. Уже в четвертом квартале прошлого года и первом квартале этого ее стоимость была на 15% ниже среднего значения за последние пять лет. Оба эти фактора, по словам эксперта, оказывают «огромное давление» на маржинальность, несмотря на рост потребления.

«Мы работаем в рыночных отношениях, никто не будет вам гарантировать высокую рентабельность производства, для этого нужно заниматься менеджментом, системными проблемами», — считает Ковалев. По его мнению, даже экспорт, на который многие возлагают большие надежды, не будет спасением для маржинальности. По оценке союза, через пять лет Россия сможет увеличить вывоз всех видов мяса максимум до 500−600 тыс. т в лучшем случае. При тех темпах роста, что показывает отрасль, этот объем ничего не изменит, уверен эксперт. «Экспорт — это просто дополнительный фактор развития экономики, получения прибыли, создания рабочих мест, но не фактор повышения доходности», — говорит Ковалев.

Чтобы удержаться на рынке, эксперт рекомендует повышать конкурентоспособность бизнеса. По его словам, те компании, у которых конверсия корма больше 2,8, в следующие три-четыре года станут «покойниками или банкротами». Также это касается предприятий, получающих с каждой свиноматки меньше, чем 3−3,5 т мяса в год. «До этого могли выживать все, теперь — нет, — категоричен Ковалев. — В ближайшей перспективе в отрасли будет наблюдаться очень жесткая конкурентная борьба, очень болезненные процессы банкротства». В первую очередь это касается трех категорий производителей. Во-первых, старых и не модернизированных комплексов, которые еще могли работать в период высоких цен, но сейчас это время для них заканчивается. Во-вторых, предприятий с неправильным менеджментом, и особенно финансовым. «Высокая кредитная нагрузка их убьет», — пессимистичен эксперт. В-третьих, высокие риски покинуть рынок будут у тех компаний, которые не будут повышать конкурентоспособность, то есть увеличивать продуктивность, улучшать качество и т. д.

Прогноз по птице и свинине негативный

Руководитель Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко соглашается с Ковалевым: прогноз как по птице, так и по свинине негативный. «Есть еще лишь один-два года до краха, когда организм начнет сам себя чистить», — отметила она.

По данным Национального союза свиноводов, производство свинины в России в 2017 году превысило 3,5 млн т в убойном весе, прибавив 169,4 тыс. т. В том числе объемы в сельхозорганизациях увеличились на более чем 200 тыс. т (+7,4%), в КФХ выпуск снизился на 2,2 тыс. т (-4,8%) до 44 тыс. т, в ЛПХ — на 28,8 тыс. т (-4,8%) до 576,3 тыс. т. Доля двадцати крупнейших производителей свинины в прошлом году составила почти 62% от общего промышленного производства. По итогам 2018-го рост отрасли может составить от 5% до 8%, прогнозирует союз.

Витамины обещают рост

Рынок витаминов начнет постепенно восстанавливаться, однако 2018 год будет по-прежнему характеризоваться резкой нехваткой витаминов на рынке. Такое мнение высказала гендиректор исследовательской компании Abercade Надежда Орлова. Так, компания BASF анонсировала, что запуск первой секции на немецком заводе по производству цитраля, пострадавшем в результате пожара осенью 2017 года, начнется с конца марта. Она напомнила, что до чрезвычайной ситуации BASF поставлял на российский рынок порядка 46% витамина A, 36% — витамина Е.

Кроме того, на российском рынке негативно скажутся плановые остановки мощностей другого основного производителя — компании DSM. Как отметила Орлова, профилактические мероприятия запланированы на конец 2018 года. «Таким образом, к началу 2019 года, когда будет восстановлен завод BASF, а DSM пройдет профилактику, ситуация на рынке постепенно нормализуется», — спрогнозировала Орлова. По информации Abercade, у России есть три основных поставщика витаминов — это BASF, DSM и Adisseo, которые обеспечивают 90% потребности рынка.

Как отметил гендиректор компании «Мегамикс Центр» Сергей Власов, BASF контролирует ориентировочно 65% мирового потребления витамина A — 25% напрямую и 40% через поставки цитраля. И если в сентябре-октябре 2017 года цена на витамин A1000 в Европе находилась на уровне 50−75 евро/кг, то после пожара на заводе к январю 2018-го она поднялась до 400 евро/кг, привел цифры Власов. Цены на витамин Е50% после форс-мажора выросла до 23 евро/кг уже к концу ноября против 4,4 евро/кг в октябре, однако позднее цена несколько снизилась, рассказал он.

В результате в России в прошлом году цена 1% премикса в зависимости от рациона и вида животного выросла на 100−140 тыс. руб./т. «В нашем производстве премиксов импортная продукция — в первую очередь, витамины — составляет 85%. Соответственно рост цен на витамины не мог не сказаться на повышении цен на премиксы», — констатировал Власов.

Рейтинг производителей комбикормов

На конференции Russian Feed Industry «Агроинвестор» представил третий ежегодный рейтинг крупнейших производителей комбикормов по итогам 2017 года. Оценочно, 20 лидеров рынка вместе произвели почти 12,8 млн т кормов — примерно на 1 млн т больше, чем в 2016-м. На долю крупнейших игроков пришлось 46% от общего объема выпуска кормов в стране, годом ранее этот показатель был на 0,4% меньше. Как и в предыдущий топ-20, в список вошли 18 агрохолдингов, у которых есть комбикормовые дивизионы и два независимых предприятия.

Тройка лидеров осталась неизменной. На первой позиции группа «Черкизово», за год увеличившая производство на 7,1% или примерно 80 тыс. т и приблизившаяся к отметке 1,7 млн т комбикормов. Комбикормовые заводы холдинга расположены в Московской, Липецкой, Воронежской, Пензенской и Брянской областях. Кроме того, она вышла на первое место в стране по объемы выпуска мяса птицы, если суммировать бройлера и индейку.

На втором месте «Мираторг», крупнейший в России производитель свинины и говядины. В прошлом году объемы производства комбикормов в холдинге остались на уровне 2016-го — 1,46 млн т. Изначально для прошлого топ-20 компания предоставила другой показатель — 1,55 млн т, однако в этот объем были включены пшеница с напылением и структурированное зерно. С учетом этой продукции в этом году показатель также сохранился — 1,55 млн т. В активах компании три комбикормовых завода в Белгородской области и один — в Брянской. Поскольку у «Мираторга» есть планы удвоения производства свинины до 1 млн т в живом весе, он будет расширять и комбикормовый сегмент. В этом году компания планирует увеличить выпуск кормов на 13% до 1,65 млн т.

Третью строку занимает «Приосколье» — № 1 в стране по производству мяса бройлера. В 2017 году компания выпустила почти 1,3 млн т комбикормов — на 15 тыс. т больше, чем в 2016-м. В том числе в Белгородской области произведено 962,5 тыс. т, в Алтайском крае — 112,7 тыс. т, в Тамбовской области — 202 тыс. т. Объем производства мяса бройлера в холдинге достиг 651,6 тыс. т в живом весе.

Уже по итогам этого года тройка лидеров может измениться, поскольку занимающая сейчас четвертое место группа агропредприятий «Ресурс» купила у «Приосколья» Инжавинскую птицефабрику в Тамбовской области вместе с комбикормовыми мощностями. В прошлом году «Ресурс» произвел 900 тыс. т кормов против 710 тыс. т в 2016-м, что позволило компании подняться с шестого места на две позиции вверх. В прошлом году «Ресурс» произвел 454 тыс. т мяса птицы в живом весе — это третий показатель в стране, по данным Росптицесоюза.

Топ-5, как и в прошлом рейтинге, замыкает «Белгранкорм», увеличивший производство на 20 тыс. т до 772 тыс. т. У холдинга два комбикормовых завода — в Белгородской и Новгородской областях. Продукция поставляется преимущественно в животноводческие подразделения холдинга, сторонним потребителям, в основном малому бизнесу, продается незначительная часть (около 30 тыс. т в год). В прошлом году «Белгранкорм» стал пятым в стране по объему производства мяса птицы с почти 297 тыс. т в живом весе.

Шестую строку занимает «Агрокомплекс» им. Н. Ткачева с оценочным показателем 677 тыс. т комбикормов. Компания не ответила на запрос и не предоставила данные, этот показатель — среднее арифметическое оценок экспертов. Их видение положения компании в отрасли неоднозначно: так, по самому «Агрокомплексу» оценки варьировались от 250 тыс. т до 500 тыс. т, по Акашевской птицефабрике, которую холдинг купил в конце 2016 года, — от 200 тыс. т до 400 тыс. т. В 2016 «Акашево» еще не была включена в структуру компании, поэтому объем производства комбикормов оценивался без нее в 450 тыс. т. По данным годового отчета «Агрокомплекса», тогда он выпустил 445 тыс. т. Благодаря новому активу холдинг продемонстрировал рекордный рост в рейтинге, поднявшись с 13-го места и прибавив около 52% по объему производства. С учетом Акашевской птицефабрики в прошлом году «Агрокомплекс» произвел 278 тыс. т мяса птицы — это шестой показатель в стране.

С восьмого на седьмое место переместилась «Русагро», хотя объем производства кормов в холдинге вырос лишь на 5 тыс. т до 603 тыс. т. Компания «Агро-Белогорье» за прошлый год увеличила производство комбикормов на 70 тыс. т до 543 ты. т, что позволило ей подняться с 10-го на восьмое место. Несмотря на снижение производства кормов на 35 тыс. т до 515 тыс. т холдинг «Чароен Покпанд Фудс» (входит в тайскую CP Foods) сохранил девятое место. Первую десятку замыкает «Белая Птица» с объемом 496 тыс. т.

Рейтинг не претендует на безоговорочную полноту данных и допускает, что на рынке есть и другие крупные игроки, по тем или иным причинам не попавшие в анализ.

Источник: «Крестьянские ведомости»

Также в разделе

Комментарии (0)