Белорусский сыр неконкурентоспособен, цену нужно снижать

Фильтры

Регион

Новости

Белорусский сыр неконкурентоспособен, цену нужно снижать

Финансовый кризис может благоприятно сказаться на реализации белорусских продуктов питания на российском рынке. По оценке главы ООО «Торговый дом «Любанский» (товаропроводящая сеть Любанского сырзавода, Минская обл.) Юлия Абрамовича, «в условиях снижения потребления дорогих продуктов питания мы должны максимально использовать эту возможность для укрепления своих позиций на российском рынке».

Корреспонденту «БелГазеты» Юлий АБРАМОВИЧ рассказал о конъюнктуре цен на российском рынке сыра и эксклюзивном подходе к его экспорту в Минской области.

- Какова ценовая ниша белорусского сыра на российском рынке?

- Ниша белорусского сыра - самый дешевый сегмент, и в этой категории он конкурирует очень успешно, что объясняется оптимальным соотношением цены и качества. Наши сыры присутствуют и в более высоком сегменте, но их доля незначительна по сравнению с эконом-классом. В последнее время нас сильно стали теснить аргентинские сыры, по цене они уже приближаются к белорусским, и когда перед покупателем стоит выбор, какой сыр купить, он будет сделан в пользу аргентинского. Невысокие цены объясняются себестоимостью производства сыра: если у нас двадцать человек на корову, то там все наоборот.

- Вы сталкиваетесь с противодействием со стороны российских переработчиков молока?

- Нет. В отношении сыра Россия пока не в состоянии обеспечить потребности своего рынка. В каждом российском регионе есть несколько сырзаводов, но они могут отреагировать на спрос только в сезон «большого» молока.

- Уже около года белорусские сыр и масло реализуются на бирже. Как вы оцениваете эффективность этого инструмента?

- В прошлом году, когда грянул мировой продовольственный кризис, когда цены росли на все, биржа сыграла свою положительную роль. За полтора месяца цена 1 кг сыра жирностью 45% выросла с $3,5 до $6,8. Но в прошлом году действовали еще и индикативные цены, установленные госорганами, ниже которых продавать было нельзя. Осенью прошлого года торги фактически остановились на отметке $5,8, но две фирмы продолжали борьбу, и в итоге цена выросла еще на $1. И по результатам торгов индикативная цена была установлена на отметке $6,8. Но по этой цене уже никто не брал!

На следующий день все заводы установили эту цену, но продаж не было - по $6,8 на российском рынке продавался немецкий сыр! А поскольку на 99% потребитель нашего сыра - российский рынок, все крупные российские дистрибуторы сказали: покупайте сами за такие деньги! Потом выяснилось, что одна российская компания просто решила на полтора месяца исключить Беларусь из игры, чтобы продать запасы немецкого сыра.

- Причиной можно назвать госрегулирование цен на бирже?

- В то время государство установило такой порядок формирования цены, который исключал гибкость. Зато все чиновники хлопали в ладоши: у нас появилась своя «белая нефть», на которую так растут цены! Но в той конкретной ситуации рост цен стал всего лишь следствием госрегулирования и интересов определенных компаний. Ведь это был самый сезон, только продавай! А цена замерла, поскольку таков установленный порядок. И выйти с более низкой ценой не разрешали.

Мне кажется, что влияние государства все-таки должно быть менее сильным. Следить за правилами игры - да, но цена определяется спросом.

- Как развивалась ситуация?

- Когда скопились огромные остатки (ведь практически каждый сырзавод в своем районе является бюджетообразующим), цену все-таки разрешили снизить до уровня реальной - около $5,6.

В июле нынешнего года ситуация повторилась: несмотря на то, что цены на бирже уже не регламентировались, все же было «рекомендовано» установить нижнюю планку в $4,5 при реальной цене в $4,1. Все заводы вышли на биржу с ценой $4,5 и так с ней и простояли чуть больше месяца. Это было очень плохо, потому что качество белорусского сыра зависит от сезона. Есть разница, из какого молока он произведен - летнего или зимнего, когда корова пасется на пастбище или когда стоит в стойле и ест что дадут. К слову, сейчас самый вкусный сыр: в это время года белорусский сыр не уступает по качеству западным аналогам. Более того, октябрьский сыр некоторых наших производителей не уступит даже немецкому «Тильзитеру».

Не знаю, насколько это соответствует действительности, но будто бы такую высокую цену рекомендовали только потому, что нужно было обеспечить реализацию российских сыров.

В итоге если мы как дистрибуторы просто не заработали денег, то в каком положении оказались заводы? На всех белорусских сырзаводах скопилось порядка 8 тыс. т сыра. Это очень приличный объем, учитывая, что средний белорусский завод ежемесячно выпускает порядка 300-500 т.

Кроме биржи, существует еще два механизма реализации. Первый - поставки в рамках соглашения между правительством Москвы и Беларуси, которым определен перечень дистрибуторов, зарегистрированных в департаменте продовольственных ресурсов Москвы. Могилевская и Гродненская области благодаря тому, что руководство областных мясомолпромов гибко среагировало на ситуацию, смогли реализовать свою продукцию. В Минской области руководство мясомолпрома четко выполняло указание, и весь объем сыра стоял на бирже в ожидании покупателей. Хотя можно было, как это доказали другие регионы, пытаться экспортировать в рамках соглашения и через собственную товаропроводящую сеть - еще один канал реализации. Год назад наша компания первой в Минской области совместно с Любанским сырзаводом решили создать в Москве торговый дом с долей завода в 51% - согласно белорусскому законодательству, действующему при организации товаропроводящей сети.

- Почему возникла эта идея?

- Мы знали, что появится биржа, и, чтобы не зависеть от нее полностью, решили создать свою сеть. Вопрос не только в госрегулировании. Сегодня в России легко зарегистрировать фирму-однодневку, которая может не уплатить НДС и низкой ценой обрушить рынок. Ну и заработать, конечно. Посчитайте: если в среднем машина сыра стоит $80 тыс., то 10% НДС - это $8 тыс. А еще и прибыль с реализации.

- Как можно избежать такой ситуации?

- Можно потребовать залог 10%. Но далеко не все на это идут. Получается, что я должен из оборота изымать сумму в двойном объеме НДС! Не говоря уже о довольно долгой и неудобной процедуре возврата залога. Поэтому товаропроводящая сеть предоставляет еще один канал реализации, позволяющий исключить ситуации с левыми неплательщиками НДС. Нам были выделены квоты, и мы начали работать. Об эффективности работы можно судить по цифрам: по официальной статистике ГУ «Миноблмясомолпром», за 9 месяцев удельный вес доли экспорта нашего торгового дома в общем объеме экспорта завода составил 70,2%.

Но потом начались проблемы. До недавнего времени практически у каждого завода была своя компания-дистрибутор, некоторые по нашему примеру начали организовывать свою товаропроводящую сеть. Но недавно Миноблмясомолпром по нашему образцу решило создать в России один торговый дом, учредителями которого в добровольно-принудительном порядке выступили все переработчики области. Вся продукция должна экспортироваться только через одну структуру - ООО «Минскоблпродукт», зарегистрированное в Москве.

- Как вы оцениваете ее эффективность?

- Я очень не уверен в ее «разворотливости». Согласно выделенным квотам, в IV квартале Минскоблпродукт должен продать 8 тыс. т - в день он должен реализовывать пять машин сыра. Я не представляю, как они это будут делать, какой штат сотрудников должен быть, насколько должна быть развита логистика. Если наш торговый дом никогда не требовал от завода отсрочки платежа, то руководитель Миноблмясомолпрома добивается от заводов отсрочки платежа для Минскоблпродукта на месяц!

Получается, что, кредитуя российский Минскоблпродукт, заводы остаются без товара и без денег.

Но, самое главное, зачем? Ни в одной области такого нет, потому что очевидно: такие монстры, пережитки СССР, эффективно работать не смогут.

- Как в этих обстоятельствах действует ваш торговый дом?

- Поскольку мы не получили квот, то вынуждены покупать сыр на бирже. Это тоже связано с определенными вопросами. Мы ведь по-прежнему страхуем интересы завода от фирм-однодневок, неплательщиков НДС. Для этого выставляется крупный лот - в размере 40 т, 100 т. За 100 т может заплатить только большая компания: сумма составляет $400 тыс. Но сложность связана еще и с особенностями нынешнего сезона - финансовым кризисом. Курс доллара растет - соответственно, растет и цена белорусской продукции, привязанная к доллару. Сегодня белорусский сыр неконкурентоспособен, цену нужно снижать.

Однако буквально на днях на заседании Миноблмясомолпрома было сказано: продавать по $4,1-4,15, хотя реальная цена - около $4, если не $3,95. Но такой цены нет на бирже! Нужно изо всех держаться за свою долю на российском рынке и снижать цену. Падают в цене все западные сыры - и в силу кризиса, и вообще из-за снижения мирового потребления молочной продукции по сравнению с прошлым годом. Сегодня некоторые позиции белорусского сыра по цене приближаются к немецкому сыру «гауда». Какой сыр возьмут в этой ситуации: наш или их? Конечно, их! Поэтому нужно очень быстро и гибко реагировать на ситуацию - возможно, снизить закупочные цены на молоко, как это сделали в Германии.

Все просто. Еще совсем недавно с учетом RUR25 за $1, при отпускной цене 1 кг сыра $4,1, оптовая цена с НДС в Москве была равна RUR115. Сегодня при курсе доллара RUR26,4 цене в RUR115 в Москве будет соответствовать отпускная цена завода $3,95.

В других областях очень быстро реагируют на ситуацию: уже на прошлой неделе они продавали сыр по $4. Это не сахар, не дерево, это молочная продукция! Причем для нашей недорогой продукции, в условиях снижения потребления дорогих продуктов, эту ситуацию нужно максимально использовать - это наше время. Руководство Миноблмясомолпрома требует стоять насмерть, не снижать цены, видимо, забывая о том, что опасность полной остановки заводов более чем реальна.

P.S. Как стало известно «БелГазете», на минувшей неделе в Миноблмясомолпроме состоялось заседание, на котором принято решение «наделить полномочиями директора ГУ «Миноблмясомолпром» г-на Криштаповича С.В. на право подписания от имени ОАО ___ протокола согласования цены производимой продукции с ООО «Минскоблпродукт» зарегистрированной в РФ». Все перерабатывающие предприятия области получили протоколы с указанием повестки дня, уже сформулированным решением своего наблюдательного совета и результатами голосования, где так и записано: «воздержался» - нет, «против» - нет.

Директор ГУ «Миноблмясомолпром» Сергей КРИШТАПОВИЧ: «МЫ ДОЛЖНЫ УДЕРЖАТЬ НАШУ ЦЕНУ!»

- Не секрет, что сегодня продукция экспортируется с убытком. И для того чтобы вытянуть экспорт, чтобы сформировать единую ценовую политику, было организовано ООО «Минскоблпродукт» со 100-процентным белорусским капиталом - все предприятия по переработке мяса и молока области выступили учредителями. Это было сделано еще и для того, чтобы заводы не конкурировали друг с другом, чтобы они могли с единой ценой войти в российские сети и регионы. Поэтому и была организована одноканальная поставка. Какие плюсы? Гарантированная уплата НДС, каждый российский клиент сможет взять нашу продукцию в ассортименте. Мы сегодня арендовали большой склад под Москвой на 5 тыс. т, который позволит представить продукцию наших заводов в полном объеме.

- Миноблмясомолпром рекомендует предприятиям экспортные цены…

- Да, мы определяем нижний предел цены: выше продавать можно, но ниже нельзя.

- Почему вы лично взяли на себя право согласовывать протокол цены от лица каждого предприятия области?

- Мы вместе с руководителями предприятий, начальниками служб сбыта постоянно мониторим ситуацию, определяя, что нижний порог цены должен быть именно таким. А потом я от имени всех предприятий подписываю протокол цены с Минскоблпродуктом. Это не так, что вот мне захотелось, и я написал такую цену! Нет, ситуация постоянно анализируется. Да, есть недовольные, может быть, кто-то хотел бы дешевле продавать. Эти все созданные торговые дома с участием коммерсантов…

- По законодательству в них 51% принадлежит белорусским предприятиям…

- Да, но входящие в их состав коммерческие структуры заинтересованы продавать только тогда, когда им выгодно, и подешевле! Но мы же не можем продавать в убыток, мы уже продаем с рентабельностью минус 20-30%. Мы должны вытянуть, удержать нашу цену!

Источник: belgazeta.by

Также в разделе

Комментарии (0)